Середа, 22 липня 2015
  • Facebook

biblio
ВГО Україна в НАТО Всеукраїнська громадська організація "Україна в НАТО" Міжнародний центр "Універсаріум" Міжнародний центр "Універсаріум"

Вподобай та отримуй найгарячіші новини щодня!

timthumbДоктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан поделился своими рассуждениями том, в каком положении находится экономика, как ее реанимировать и на что делать ставку в будущем.
«Сейчас наступает клиническая смерть экономики. Это состояние, когда останавливается экономическое сердце — инвестиционный мотор. Замедление идет с 2011 года, это не неожиданность для экономистов. Санкции, падение цен на нефть только обострили и ускорили то, что все равно бы произошло», — рассказал он сайту Harvard Business Review .

«Россия 50 лет, с 1965 года, с открытия Самотлора — крупнейшего в РФ нефтяного месторождения — боролась с желанием выйти на пенсию. Месторождение было открыто в тот момент, когда пытались проводить косыгинские экономичес­кие реформы. И власть решила: бог с ними, с реформами, когда есть нефть. С тех пор это решение неоднократно воспроизводилось разными властями страны. Семь-восемь лет назад экономисты, работавшие над стратегией 2020, дружно сказали: «Сырьевая модель уходит, внутренний спрос недостаточен, поэтому нужно менять модель, иначе произойдет необратимое». Это необратимое и происходит», — уверен декан МГУ.

Аузан уверен, что существует лишь два способа оживить экономику РФ.

Первый — провести структурные реформы, создать привлекательный инвестиционный климат, и тогда начнет работать магнит, притягивающий частные инвестиции, отечественные и зарубежные.

«Это курс, на котором настаивают правительство и Центральный банк России. Я считаю, что делать это нужно, но эффекта не будет: для того, чтобы притекли инвестиции, недостаточно улучшить инвестиционный климат. Потому что идет война — холодная, экономическая, которая периодически вспыхивает и как горячая отнюдь не в рамках гражданской войны на Украине, — все гораздо шире и серьезнее. Этот факт резко противоречит либеральному экономическому курсу правительства. Если действует режим санкций, какие могут быть иностранные инвестиции?! Плюс война — это всегда риски для отечественных инвестиций: не понятно, чего ждать и что будет», — считает экономист.

Второй способ — внимание государственных инвестиций.

«К сожалению, их гораздо меньше, чем представляется многим, потому что мы не должны рассматривать резервы Национального банка как источник таких инвестиций: они нужны только для поддержания макроэкономичес­кой стабильности. Сегодня госинвес­тиции могут составить по разным расчетам от семи до девяти триллионов рублей, и это совсем не много. До кризиса годовые инвестиции в России были 15 триллионов, так что нынешних средств не хватит и на год. Кроме того, государственные инвестиции — это нечто вроде электрошока, ­стимуляция сердца. Оно начнет ­стучать, но потом снова может остановиться.

Если делать массовый вброс государственных инвестиций, наверняка придется вводить валютные ограничения по периметру, иначе деньги исчезнут — их быстро и незаметно для нас поглотит мировой рынок. Ввести эти ограничения проще, чем остановить холодную войну. Они не коснутся населения, конвертации — только движения капиталов. Но это все равно плохо: если всех впускать и никого не выпускать, инвесторов не останется.

Я убежден, что метод вброса госинвестиций будет применен. Даст ли он результат, неизвестно. Конечно, удастся запустить какие-то ­проекты, в основном инфраструктурные, в том числе, может быть, важные для нашего самоощущения: космос, Арк­тика. Удастся поднять темпы роста — не до пяти процентов, но до двух-трех к 2018 году. И все. Если не заработает постоянная связка государственных и частных инвестиций, то темпы все равно упадут — только резервов уже не будет. И мы окажемся в той же точке, но в более тяжелом положении», — считает Аузан.

«Нужно внедрять сложные схемы государственно-частного партнерства, создавать специальные общества для инвестирования в инфраструктуру, чтобы под гарантии государственных денег выпускать облигации и вкладывать частные деньги, например пенсионные, под государственные гарантии их доходности. То есть сплетать такие комбинации государственных и частных денег, чтобы был не только впрыск адреналина, заставляющий сердце биться, но и пошла поддержка частных инвестиций. При этом надо закончить войну. Это задача не гуманитарная, не военно-политическая, а экономическая. Иначе, как бы мы ни улучшали климат, мы не получим для нашей промышленности достаточных дешевых кредитных ресурсов», — цитирует эксперта «Белорусский партизан» .

Джерело: http://politolog.net

blog comments powered by DISQUS back to top
Вам сподобалась ця публікація? Пропонуємо за нами

Останні новини

Thumbnail Российской полиции предложили опробовать щиты со встроенными мощными электрошокерами. Издание пишет, что эти средства будут использовать во время акций протеста, если митингующие вдруг попытаются...

Популярне на сайті

12.07.15 94042 Сегодня из жизни ушла Алла Пугачева
В средствах массовой информации появилась информация о смерти Примадонны Советской и…
04.07.15 18662 РОВЕНСКИЙ ПРОКУРОР-ВЗЯТОЧНИК ЗВАЛ МАМУ И ПРОСИЛСЯ В ТУАЛЕТ (ВИДЕО)
Прокурор Ровенской районной прокуратуры Андрей Таргоний попался на взятке в 50 тыс.…
15.07.15 16938 В Україні закрилася найбільша туристична мережа: директор втік з грошима
В Україні закрилася найбільша туристична мережа “Гарячі тури”. Компанія з 12-річним…