Саакашвили – прекрасный пиарщик и фронтмен. Но реформы – не шоу, здесь нужны люди, которые создали что-то сами
После назначения Михаила Саакашвили председателем Одесской ОГА все почему-то внезапно забыли, что архитектором знаменитых грузинских реформ был другой человек.
Невероятное продвижение в рейтингах Doing Business, Worldwide Governance Indicators, Corruption Perceptions Index – это действительно воспринималось как чудо. С 2004 по 2008 годы Грузия поднялась из подвалов, где соседствовала с другими осколками СССР, до уровня самых развитых стран мира типа Швеции и Канады.
Реформы, которые привели к этому скачку, были не безымянные и не «команды Саакашвили». Их автора звали Каха Бендукидзе.
К 2004 году он был self-made миллиардером, сделавшим состояние в России, и весьма известным мыслителем – со своей либертарианской идеологией и стратегическим видением. Получив карт-бланш, он начал «революцию сверху» – в полном соответствии с либертарианской политэкономической философией, радикально сокращая госаппарат и сводя к минимуму встречи бизнеса и граждан с бюрократией.
Приватизацию он проводил по принципу «можно продать всё, кроме совести», и за год бюджет наполнился доходами от продажи госимущества больше, чем за предыдущие десять лет. Реформы налогов и таможни, вывод бизнеса из тени привели к резкому росту иностранных инвестиций. Это и принесло Грузии фантастический взлёт в рейтингах.
Итог: команда Саакашвили, поработав без Бендукидзе, не решила болезненных проблем
Но были и реформы здравоохранения, образования, трудового законодательства, которые подвергаются жесточайшей критике и специалистов, и многих из тех, кто испытал их воздействие на себе. Изменения проводились в пользу работодателя, а не наёмного работника, социальные гарантии были минимизированы, образование и медицина стали платными, что легло тяжёлым бременем на людей, особенно крестьян, большинство которых пор живёт натуральным хозяйством.
Грузия - до сих пор крестьянская, не до конца урбанизированная страна: в городах живёт около 50%, столько же заняты в аграрной сфере и живут в деревнях, причём уровень урбанизации в последние годы падает.
Грузия – маленькая страна (5 млн человек), реформаторы привели столько иностранных денег, что на первое время хватило. Бендукидзе создал реформы, поднял страну на высокие строчки в рейтингах и ушёл из правительства в начале 2009 года.
На то время его основные достижения были таковы:
– Легкость открытия бизнеса и инвестиций;
– Энергонезависимость от России;
– Победа над низовой коррупцией;
– Грузия стала глобальным лидером дерегуляции экономики.
Но очень серьёзные проблемы оставались нерешёнными:
– Бедность;
– Безработица;
– Рост экономики за счёт внешних вливаний, а не подъёма промышленности и сельского хозяйства.
Итак, Бендукидзе занялся мечтой своей жизни – созданием университета западного образца, а Саакашвили с молодой командой, сформированной во многом Бендукидзе по принципу лояльности к его идеям и неиспорченности советским прошлым, остался – но не смог обеспечить перехода от строчек в рейтингах к реальному промышленному росту и повышению уровня жизни людей. Чем Бендукидзе не занимался, до того и у них не дошли руки, – например, до сельского хозяйства. В сёлах и небольших городках до сих пор разруха. Ни Батуми, ни Тбилиси, ни горнолыжные курорты так и не оправдали надежд и вложенных денег, не стали центрами туриндустрии.
Второй срок Саакашвили, после ухода Бендукидзе, отличался волюнтаризмом и превращением Грузии в полицейское государство. Массовые протесты против президента и болезненное поражение его партии «Единое национальное движение» на выборах 2012 года были неслучайны.
Да, реформы Бендукидзе научили граждан Грузии работать, как они сами говорят, но страны, где они хотели бы работать, не получилось. Он создал университет, но выпускники стремятся уехать куда подальше от Грузии. В деревни бизнес стал ощутимо вкладывать деньги только в последние годы, после Саакашвили. Вообще бизнес в Грузии, как говорят, вести при нём было совсем не так просто, как написано на бумаге: внезапные налоговые проверки, скрытые олигополии и картели. Не зря по отношению к Грузии употребляется понятие «вершинная коррупция». В итоге, места в некоторых международных рейтингах фантастические, а по ВВП на душу населения – 149-е место в мире на 2013 год, ниже Косово (Украина – 141). В самом главном рейтинге, по индексу человеческого развития (Human Development Index), Грузия в 2014 году занимает 79-е место (Беларусь – 53, Россия – 57).
Точно ли правление Саакашвили (а не реформы Бендукидзе) было настолько успешными, как о нём сейчас принято думать? Ради интереса сравните основные экономические показатели Грузии и Армении, например, за 2005–2013 годы. Вы удивитесь, насколько они похожи – при том, что в Армении нет ни «молодых реформаторов», ни выхода к морю с Батуми. У Армении тоже не лучшие отношения с соседями, только с другими – Азербайджаном и Турцией. Потери Грузии от войны 2008 года были несоизмеримо меньше, чем Украины от нынешней, и не отвратили от страны иностранных инвесторов.
В общем, были реформы при беспрецедентной (для постсоветского пространства) поддержке Запада. Реформы радикальные и странные, не подходившие ни под какие шаблоны, с оригинальной кадровой политикой и процессом управления. Их идеологом и мотором был уникальный человек, со своим образом будущего и утопией, – Каха Бендукидзе. Который, кстати, не был сторонником форсированного вступления Грузии в Евросоюз.
Реформы в чём-то поразительно успешные, в чём-то далеко нет. Уровень жизни населения, увы, так и не поднялся до приемлемого, в деревне – нищета, в городах – тоже не Сингапур, за малым исключением. Итог: команда Саакашвили, поработав без Бендукидзе, не решила болезненных проблем, которые он оставил, получила массовые протесты и с треском проиграла на выборах «Грузинской мечте», обещавшей борьбу с безработицей и благосостояние. Кстати, повысив гражданам социальные гарантии, новое правительство не перечеркнуло достижений Бендукидзе. В рейтингах Грузия держится. То есть, наверное, можно было подумать о гражданах и раньше?
Да, Саакашвили – прекрасный пиарщик и фронтмен.
Но реформы – не шоу, здесь нужны люди, которые создали что-то сами и понимают, как работает экономика и управление, как и чем живут люди в конкретной стране.
И реформы должны быть на уровне страны, а не области.
Иначе говоря, нужен не Саакашвили-губернатор, а премьер типа Бендукидзе, но обязательно не варяг.
Текст публикуется с разрешения автора.
Джерело: http://nv.ua